Главная » Статьи » Материалы Габдуллиной |
Советы молодым родителям Редко найдешь родителей, которые не желали бы счастья, успеха своим детям. Однако не все родители это желание умеют реализовать, поэтому мы нередко наблюдаем факты неприличного поведения детей у довольно приличных родителей. К сожалению, взрослые часто не знают, как правильно вести себя с ребенком, что сказать и как поступить в тех или иных ситуациях. Чему должна научить ребенка семья? Главная ее задача – помочь ребенку создать собственные убеждения, достойные настоящего человека. А педагоги в школе должны продолжить решение этой задачи. Сформировать положительные качества личности можно в семье только при правильном взаимодействии ребенка и родителей. От природы дети все любознательны. Первый этап развития детей - произвольное самопознание, не руководимое родителями. Он начинается с момента рождения. Малыш долго все рассматривает, подрастая, везде «лезет», познает, приобретает опыт, набивает шишки. Затем входит в жизнь ребенка систематическое познание, руководимое родителями в форме обучения чему-либо. Оно должно быть всесторонним. Прежде всего, родителям нужно дать ребенку основные сведения о природе, о ее чудесах: послушать вместе, как журчит ручей, как таинственно шумят деревья в парке, в лесу, осенью понаблюдать, как, танцуя, падают листья с деревьев. Разве это не чудо? А главное, научить ребенка восхищаться этим чудом и выразить словами свое восхищение. Так развивается его речь, постепенно формируется и духовная нравственность растущего человека. Хорошее семейное воспитание заключается в уважении друг друга, в соблюдении интересов каждого члена семьи. Принес ребенок палку, камешек с улицы - родители не должны без его разрешения выкидывать их в мусорное ведро. Например, сын построил башню из кубиков и хочет продолжить игру завтра, оставляя башню на ночь,- без его согласия мама не вправе разрушить его строение. Если ваш сын – школьник сегодня дежурит в школе, вам не стоит его отвлекать для домашних дел. В противном случае вы воспитаете в нем безответственность, неуважение к школе, к учителям. Ведь собственное убеждение ребенка складывается из поступков и действий, мнений и отношения родителей к кому-либо, к чему-либо, в данном случае к ребенку, школе. Родителям нужно обязательно знать азбучные истины педагогики, так как они (родители) отвечают за воспитание детей в семье. Эта функциональная обязанность их подкреплена Законом РФ «Об образовании». За много лет педагогического труда у меня сложились определенные взгляды на семейное воспитание детей, которые положены в основу советов для родителей: - Ребенок в семье для обоих родителей должен быть желанным, и им нужно серьезно готовиться к его появлению : не только приобретать пеленки - распашонки, научиться его пеленать, но и приобрести знания для его первоначального воспитания, т. е. перечитать массу педагогической литературы, познакомиться с творениями великих педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. И. Ушинский, П.Ф. Каптерев и другие. - Родители должны представлять будущее своего ребенка, т. е. спроектировать его жизнь, знать, кого они хотят из него воспитать: нравственно чистого человека, хитрого и удачливого дельца или богатого бизнесмена. Практика показывает, что эти три категории людей - результат разного подхода к воспитанию детей в семье. - Появление ребенка знаменует совершенно новый этап жизни семьи. Все, что вы делаете, покупаете, говорите - все должно исходить из интересов ребенка. - Любите своего ребенка, но в меру. Требуйте от него выполнения детских обязанностей как со взрослого. Воспитывайте в нем чувство ответственности за свои слова, поступки. Пусть у него будет дома свое дело. Он должен знать, что он такой же член семьи, как мама, папа и имеет перед ними не только права, но и обязанности. - Научите ребенка уважать людей, особенно старших. Это поможет ему стать коммуникабельным. Научить этому может только ваш личный пример. - Не ставьте ребенка выше себя, не делайте из него кумира, не сюсюкайте. Ведите себя с ним как со взрослым, но при этом он должен знать: он еще ребенок, и ему не все позволительно. - Воспитывая ребенка, не переставайте воспитывать себя. Знайте: каждую минуту своей жизни с детьми вы находитесь под их пристальным критическим взглядом. - Научите ребенка слушаться вас с первого раза. Для этого не повторяйте свою просьбу несколько раз. Добивайтесь выполнения сказанного немедленно. Сами на вопрос ребенка отвечайте без промедления. Просьбу ребенка выполняйте тоже с первого раза. Если в чем-то ему отказываете, объясните причину отказа. Не позволяйте себя уговорить или еще хуже, слезами разжалобить, так как этим вы воспитываете в ребенке каприз и хныканье, прежде всего, непослушание. - Ни в коем случае не унижайте ребенка ни морально, ни физически. Если хотите, чтобы ребенок вас уважал, сами уважайте его. - Ни в коем случае не упрекайте ребенка ни куском хлеба, ни тем, что вы для него сделали. - Требования к ребенку предъявляйте спокойным, но строгим тоном. Умейте управлять своим голосом, учитывая различные ситуации. Но не допускайте уничижительного тона, унижающего достоинство ребенка. - Ни в коем случае не обсуждайте других людей при детях. Не сплетничайте. - Не критикуйте при детях детский сад или школу, которые посещает ваш ребенок. Не ругайте правительство, свою страну, наше прошлое. Этим вы лишаете маленького человека чувства собственного достоинства, чувства защищенности. Любовь к своей семье, школе, малой родине в будущем поможет вашему ребенку найти достойное место в жизни. - В воспитании ребенка важна золотая середина: не надо расстилаться ковром перед ним, но и не нужно извергаться громом и молнией за каждую провинность. - В воспитании детей нет мелочей. Все должно быть в поле зрения родителей, и каждой мелочи тактично нужно дать оценку и показать дальнейшую линию поведения ребенка. - Не подчеркивайте при детях своего превосходства над другими людьми: дети и сами это поймут. Подчеркивая свое превосходство, вы воспитываете в детях высокомерие, что в будущем помешает им найти общий язык с людьми. - В основу воспитания детей обязательно положите воспитание непреходящих нравственных ценностей: чести, совести, добра, уважения к своей семье, людям, к своей стране. - В семье должна быть одна стратегическая линия воспитания у мамы и у папы. Если папа говорит ребенку «нет», мама не должна говорить «да» и наоборот. Но прежде чем сказать «да» или «нет», «разрешаю» или «не разрешаю», родителям надо хорошо подумать, чтобы не пришлось отменять свое первоначальное решение. Отсутствие единых требований к детям воспитывает в них капризность, нервозность и может привести к нервной болезни. - Будьте последовательны в своих требованиях. Последовательность и системность в воспитании детей – залог успеха. Если вы до определенного возраста ребенка запретили ему просмотр телепередачи после 21 часа, то этот запрет должен быть законом для вашего ребенка. Один раз отступите от этого правила - он будет постоянно и со скандалом его нарушать. - Если в семье не один ребенок, а несколько, любите и проявляйте заботу обо всех одинаково. Иначе вы вырастите чужих друг другу детей, неблагодарное будет отношение и к вам, родителям. - Не воспитывайте детей эгоистами. Научите их заботиться не только о себе, но и обо всех членах семьи, не ожидая Вашей просьбы. Так формируются предупредительность, доброта и чувство сострадания. - Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был умным, поступил в институт и зарабатывал деньги умственным трудом, сами после работы читайте книги, интересуйтесь проблемами своего района, города, страны, играйте в шахматы, т.е. занимайтесь интеллектуальным трудом, не взирая на то, где и кем Вы работаете. - Воспитывайте детей на положительном примере. Это аксиома педагогики. Для этого нужен положительный пример родителей. Недаром в народе говорят: «Каковы родители - таковы и дети». Габдуллина Н.Н. , кандидат педагогических наук. gabdullina.nadejda@yandex.ru
| |
Просмотров: 638 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |