Главная » Статьи » Материалы Габдуллиной

Дистанционный родительский лекторий. Лекция 2 на тему "Советы молодым родителям"

    Советы молодым родителям

           Редко найдешь родителей, которые не желали  бы счастья, успеха  своим детям. Однако  не все родители это желание  умеют реализовать, поэтому мы нередко наблюдаем факты неприличного поведения детей у довольно приличных родителей.  К сожалению, взрослые часто не знают,  как правильно  вести  себя  с ребенком, что сказать и как поступить в тех или иных  ситуациях.

         Чему должна научить ребенка семья? Главная  ее задача – помочь  ребенку создать собственные убеждения,  достойные настоящего человека. А педагоги в школе должны  продолжить решение этой задачи.  Сформировать положительные качества личности можно в семье только при правильном взаимодействии  ребенка и родителей.

        От природы дети все любознательны. Первый этап развития детей  - произвольное самопознание, не руководимое родителями. Он начинается с момента рождения.   Малыш долго все рассматривает,  подрастая,   везде «лезет», познает, приобретает опыт, набивает шишки.   Затем  входит в жизнь ребенка систематическое познание, руководимое родителями в форме обучения чему-либо. Оно должно быть всесторонним.  Прежде всего, родителям нужно дать  ребенку основные сведения о природе, о ее чудесах:      послушать вместе, как журчит ручей, как таинственно шумят деревья в парке, в лесу,  осенью понаблюдать, как, танцуя, падают листья с деревьев.  Разве это не чудо?  А главное, научить ребенка восхищаться этим чудом и выразить словами свое восхищение. Так развивается  его речь, постепенно  формируется и  духовная нравственность растущего человека.

       Хорошее семейное воспитание заключается в уважении друг друга, в соблюдении интересов каждого члена семьи.  Принес ребенок палку, камешек с улицы - родители не должны без его разрешения выкидывать их в мусорное ведро. Например, сын построил башню из кубиков и  хочет  продолжить игру завтра, оставляя башню на ночь,- без его согласия мама не вправе разрушить его строение.   Если ваш сын – школьник сегодня дежурит в школе,  вам не стоит его отвлекать  для домашних дел. В противном случае вы воспитаете в нем безответственность, неуважение к школе, к учителям. Ведь собственное убеждение ребенка складывается из поступков и действий,  мнений  и отношения родителей к кому-либо, к чему-либо, в данном случае к ребенку, школе.  Родителям нужно обязательно  знать  азбучные истины педагогики, так как они (родители)  отвечают за   воспитание детей в семье. Эта функциональная обязанность их подкреплена Законом РФ «Об образовании». За много лет педагогического  труда у меня сложились определенные взгляды на  семейное  воспитание детей,  которые положены в основу  советов для родителей:

       -   Ребенок в семье для обоих родителей должен быть желанным, и  им  нужно серьезно готовиться к  его появлению : не только приобретать пеленки - распашонки, научиться его пеленать, но и приобрести знания для его первоначального  воспитания, т. е. перечитать массу педагогической литературы, познакомиться с творениями великих  педагогов, таких как   А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. И. Ушинский, П.Ф. Каптерев и другие.

        - Родители  должны представлять будущее своего ребенка, т. е. спроектировать его жизнь, знать, кого они хотят из него воспитать: нравственно чистого человека, хитрого и удачливого дельца или богатого бизнесмена. Практика показывает, что  эти три категории людей - результат   разного подхода к воспитанию  детей в семье.

        - Появление ребенка  знаменует совершенно новый этап жизни семьи. Все, что вы делаете, покупаете, говорите - все должно исходить из интересов ребенка.

        -  Любите своего ребенка, но в меру. Требуйте от него выполнения детских обязанностей как со взрослого. Воспитывайте в нем  чувство ответственности за свои слова, поступки. Пусть у него будет дома свое дело. Он должен знать, что он такой же член семьи, как мама, папа и  имеет перед ними не только права, но и обязанности.

        - Научите ребенка уважать людей, особенно старших. Это поможет ему стать коммуникабельным. Научить этому может только ваш личный пример.

        - Не ставьте ребенка выше себя, не делайте из него кумира, не сюсюкайте. Ведите себя с ним как со взрослым, но при этом он должен знать:  он еще ребенок, и ему не все позволительно.

        - Воспитывая ребенка, не переставайте  воспитывать себя. Знайте: каждую минуту своей жизни  с детьми вы  находитесь  под их пристальным критическим взглядом.    

        - Научите  ребенка слушаться вас  с первого раза. Для этого не повторяйте свою просьбу несколько раз. Добивайтесь  выполнения сказанного немедленно.  Сами  на вопрос ребенка отвечайте   без промедления. Просьбу ребенка выполняйте  тоже с первого раза. Если в чем-то ему  отказываете, объясните  причину отказа.  Не  позволяйте себя уговорить или еще хуже, слезами разжалобить,  так как этим вы  воспитываете в  ребенке каприз и хныканье,  прежде всего, непослушание.

        - Ни в коем случае не унижайте  ребенка ни морально, ни физически. Если хотите, чтобы ребенок вас  уважал, сами уважайте его.

        -  Ни в коем случае не упрекайте ребенка ни  куском хлеба, ни тем, что вы для него сделали.

        -  Требования к ребенку предъявляйте спокойным, но строгим  тоном. Умейте управлять своим голосом, учитывая различные ситуации. Но не допускайте  уничижительного тона,  унижающего  достоинство  ребенка.   

        -  Ни в коем случае не обсуждайте других людей при детях. Не сплетничайте.

       -  Не критикуйте при детях детский сад или  школу, которые посещает ваш ребенок. Не ругайте правительство, свою страну, наше  прошлое. Этим вы лишаете маленького человека чувства собственного достоинства, чувства защищенности. Любовь к своей семье, школе, малой  родине в будущем поможет вашему ребенку найти  достойное  место в жизни.      

       -  В воспитании ребенка важна золотая середина: не надо расстилаться ковром перед ним, но и не нужно извергаться громом и молнией за каждую провинность.

       -  В воспитании детей  нет мелочей. Все должно быть в поле зрения родителей, и каждой мелочи тактично нужно дать оценку и показать дальнейшую линию поведения ребенка.

       -  Не подчеркивайте при детях своего превосходства над другими людьми: дети  и сами это поймут. Подчеркивая свое превосходство, вы воспитываете в детях высокомерие,  что в будущем помешает им найти общий язык  с людьми.

      -   В основу  воспитания  детей  обязательно положите воспитание непреходящих нравственных ценностей: чести, совести, добра, уважения к своей семье, людям, к своей стране.

      -   В семье должна быть одна стратегическая линия воспитания  у мамы и у папы. Если папа  говорит ребенку  «нет», мама не должна говорить «да» и наоборот.  Но прежде чем сказать «да» или «нет», «разрешаю» или  «не разрешаю», родителям надо  хорошо  подумать, чтобы не пришлось отменять  свое первоначальное решение.   Отсутствие единых требований к детям воспитывает в них  капризность, нервозность и может привести к нервной болезни.

     -  Будьте последовательны в своих требованиях. Последовательность и системность  в воспитании  детей – залог успеха. Если  вы до определенного возраста ребенка  запретили ему просмотр телепередачи после 21 часа, то этот запрет должен быть  законом для вашего ребенка.  Один раз отступите от этого правила - он будет  постоянно и со скандалом  его нарушать.

     -   Если в семье не один ребенок, а несколько, любите  и проявляйте заботу обо всех одинаково. Иначе вы вырастите чужих друг другу детей, неблагодарное будет отношение и к вам, родителям.

     -  Не воспитывайте  детей эгоистами.  Научите  их  заботиться  не только о себе,  но и обо всех членах семьи, не ожидая Вашей  просьбы. Так  формируются  предупредительность, доброта и чувство сострадания.

     -  Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был умным, поступил  в институт и зарабатывал деньги умственным трудом, сами после работы читайте книги, интересуйтесь проблемами  своего района,  города, страны, играйте в шахматы, т.е. занимайтесь интеллектуальным трудом, не взирая на то, где и кем Вы работаете.

     -   Воспитывайте детей на положительном примере. Это аксиома педагогики. Для этого нужен положительный пример  родителей.

      Недаром  в народе говорят:  «Каковы родители - таковы и дети».


  Габдуллина Н.Н. , кандидат педагогических наук.

  gabdullina.nadejda@yandex.ru

      


Категория: Материалы Габдуллиной | Добавил: Gula9126 (25.03.2013)
Просмотров: 638 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0