Главная » Статьи » Подготовка к олимпиадам » Русский язык |
Задание 1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог. Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.
Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке. Во многословии не без … Учился читать да писать, а выучился петь да…
Выпишите из данного списка только числительные. Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах? 1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения. 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается? Так спросил у озорного Кота Васи я: – Что же значит это слово: Ка-та-ва-си-я? Кот весьма любезен был – Объяснил наглядно: Всю посуду перебил И спросил: – Понятно?
Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью? «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».
1.Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар. 2. С данным латинским словом связаны русские слова 3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, 4. Во многословии не без многословия. 5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро. 6. Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать. 7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния. 8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное. 9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов. Источник: http://www.rus.fizolimpiada.ru/ | |
Просмотров: 680 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |