Главная » Статьи » Подготовка к олимпиадам » Русский язык

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс

 Задание 1.

      Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.


      Задание 2.

      В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?


      Задание 3.

      Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.


      Задание 4.

      Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а выучился петь да…


      Задание 5.

      Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.


      Задание 6.

      Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.


      Задание 7.

      К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.


      Задание 8.

      Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.


      Задание 9.

      Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?


      Задание 10.

      Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».


Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 9 класс.

1.Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.

2. С данным латинским словом связаны русские слова
валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев,
во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

4. Во многословии не без многословия.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.

6. Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.

8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.



Источник: http://www.rus.fizolimpiada.ru/
Категория: Русский язык | Добавил: AnnaStepanovna (22.04.2015)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0