Главная » Статьи » Подготовка к олимпиадам » Русский язык

Олимпиада по русскому языку 7 класс

     Задание 1.

 

       В приведённом ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Им...на людей часть истори... народа. Ученые уст... нови л и что в им... нах отр... жаются быт вер... ва-ния ча...ния ф...нтазия художестве(н, нн)ое творче­ство народов их исторические связи.

(Древне) русские им...на были своеобразными характеристиками людей. Имя д...валось человеку как пр...мета по которой можно было бы выд...лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним при­знакам или по пол.. .жению в семье а иногда — по роду его занятий. Им...на д...вались не только в ран­нем детств... но и в зрелом возр...сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н, нн)о с «детским». В Древней Руси (н...)какой разн...ц... между им...нем и прозв...щем (не)было.

Им...на пр...несё(н, нн)ые на Русь вместе с хри­стианством были заимствова(н, нн)ы из языков мно­гих восточ(?)ных и европейских народов. В б...лынинстве своём новые слова были словами (древ­негреческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб...ди Прекрасы и Несмеяны ст.-.новились Васи­лиями и Кири(л, лл)ами Аннами и Евд...киями.


      Задание 2.

 

       Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля среди слов на е нет слова есть!


      Задание 3.

 

       Даны слова из языка неизвестного племени грибарей.
Подберите русский перевод к этим словам.
Как по-грибарски будет подосиновик , берёза! 
Крумозорча - березовый,     кулорды - осиновый,     мозорды - осина,     кулортп - подберезовик


      Задание 4.

 

       Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова:
мыльница, прикид, кликнуть, забить, париться.
Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.


      Задание 5.

 

       Как правильно писать слово ( с, сс ) у ( ж, жж ) е ( н, нн ) ый.


      Задание 6.

 

       Найдите и исправьте ошибки:

И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.

Слушая учителя, мне стало очень скучно.

Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.


      Задание 7.

 

      В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, исправьте орфографические ошибки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении.

Мы ос...ждали какойто туре...кий город и пона­добилось нашему к...мандиру узнать многоли в городе пушек. Но во всей нашей арми... не нашлось храбр...ца который согласился-бы незаметно про-бра(т, ть)ся в неприятельский лагерь. Я стал рядом с огромнейш...й пушкой которая п...лила по турецкому городу и когда из пушки выл...т...ло ядро век.. .чил на него верхом и лихо поне(с, сс)я вперёд. Все в один голос во.. .кликнули Браво барон Мюнхгаузен! В эту минуту мимо меня прол...тало встреч(?)-ное ядро пуще(н, нн)ое турками в наш лагерь. (Не)долго думая я пересел на него и как(н...)(в)чём-(н...)бывало помчался обратно. Конечно, во время полёта я т...ательно пере...итал все туре...кие пушки и привёз своему к...мандиру самые точ(?)ные сведения об арт...(л, лл)ери... врага.


      Задание 8.

 

      Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово лес следует искать после слов липа, луг, лыжа, а в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, наоборот, слово лес расположено перед всеми этими словами?


      Задание 9.

 

      Разберите по составу данные ниже слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками.

Сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадоби­лось, добродетельный.


      Задание 10.

 

      В шуточной басне Козьмы Пруткова «Помещик и трава» рассказывается о том, как родину со службы воротясь, Помещик молодой, любя во всём успехи, Собрал своих крестьян: «Друзья, меж нами связь — Залог утехи; Пойдёмте же мои осматривать поля!» И, преданность крестьян сей речью воспаля, Пошёл он с ними купно. «Что ж здесь моё?» — «Да всё, — ответил голова. — Вот Тимофеева трава...» «Мошенник! — тот вскричал, — ты поступил преступно! Корысть мне недоступна; Чужого не ищу; люблю свои права! Мою траву отдать, конечно, пожалею; Но эту возвратить немедля Тимофею!» Оказия по мне, уж не нова. Антонов есть огонь, но нет того закону, Чтобы всегда огонь принадлежал Антону.

Объясните значения выделенных слов. В чём, повашему, причина гнева помещика?
Какой аргумент автор приводит в морали?


      Задание 11.

 

      Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на и?
Приведите примеры. (Допустимы любые формы слов.)


      Задание 12.

 

      Даны грамматические характеристики трёх слов.
Найдите в одной из них невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков: 

A. Глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, I спр., повелительного наклонения, будущего времени, ед. ч. В предложении является сказуемым. 

Б. Имя существительное, нарицательное, одушевленное, ж. р., 3 скл., ед. ч., П. п, в предложении — дополнение. 

B. Имя прилагательное, качественное, краткое, ж. р., ед. ч., Им. п., в предложении — сказуемое.



Источник: http://www.rus.fizolimpiada.ru
Категория: Русский язык | Добавил: AnnaStepanovna (21.04.2015)
Просмотров: 1643 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0