Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
Диагностика
|
Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
Определение мотивации;
Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);
Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики
|
Возможные причины
|
Неблагополучная обстановка в семье;
Дезадаптация к обучению в школе;
Психофизические особенности ребенка;
Конфликтные ситуации в классе;
Острая психотравма;
Внутриличностный конфликт;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
Индивидуальный подход;
Работа с семьей;
Создание ситуации успеха и условий развития личности;
|
Рекомендации педагогам
|
гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).
|
Нарушение поведения – склонность к обману
Диагностика
|
Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.
|
Возможные причины
|
Защитная реакция;
Стремление выделиться, утвердиться;
Желание фантазировать;
Способ манипулирования;
Стремление адаптироваться в коллективе;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
Наблюдение за ребенком;
Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)
|
Рекомендации педагогам
|
Не уличать ребенка в обмане публично;
Не обвинять ребенка;
Доброжелательное отношение;
Индивидуальный подход;
|
Рекомендации родителям
|
Доброжелательное отношение, установление доверия;
Не оставлять обман незамеченным;
Поиск совместных интересов, совместный досуг;
Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;
|
Нарушение поведения – демонстративность
Диагностика
|
Проективные методики;
Опросник Леонгарда;
Опросник Шмишека;
16 – факторный тест Кеттела;
|
Возможные причины
|
Защитный механизм против агрессии;
Самоутверждение;
Особенности характера;
Взаимоотношения в семье;
Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
Адекватная реакция со стороны преподавателя;
Сглаживать вспышки агрессии.
|
Рекомендации педагогам
|
Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.
|
Рекомендации родителям
|
Создание товарищеских контактов с ребенком;
Специальные формы поощрения;
Воспринимать ребенка таким, каков он есть.
|
Нарушение поведения – замкнутость, необщительность
Диагностика
|
проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
опросник Шмишека;
опросник Личко;
социометрические методики;
|
Возможные причины
|
неблагоприятная обстановка в семье;
отсутствие учебной мотивации;
эмоциональная ранимость;
низкая самооценка;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
посещение на дому;
индивидуальные беседы и консультации;
вовлечение в классные мероприятия;
общественные поручения;
|
Рекомендации педагогам
|
индивидуальный подход в оценивании;
повышение самооценки;
развивать заинтересованность к предмету;
|
Рекомендации родителям
|
беседы, индивидуальные консультации психолога;
создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
организация досуга ребенка;
учитывать личностные особенности ребенка;
создание семейных традиций;
|
Нарушение поведения – агрессивность
Диагностика
|
проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
тест фрустрации Розенцвейга;
тест руки Вагнера;
незаконченные предложения;
тест Басса – Дарки;
|
Возможные причины
|
социальные;
трудности в общении;
|
Формы, методы и приемы работы классного руководителя
|
беседы,
проведение игр социального характера;
диспуты;
семинары;
|
Рекомендации педагогам
|
индивидуальный подход, изменение стиля общения;
использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности
|
Рекомендации родителям
|
Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.
|
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения
Типы плохого поведения. В чем проявляются.
Как исправить поведение ребенка
Цель, которую неосознанно преследует ребенок
|
Поведение
Ребенка
|
Реакция
Взрослых
|
Ответ
ребенка
на реакцию
Взрослых
|
Рекомендации
Педагога – психолога
|
1.привлечь к себе внимание
|
Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается
|
Обращают внимание и раздражаются
|
Прекращает на время, затем снова начинает
|
игнорировать.
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
|
2. показать, что имеет власть над другими
|
Отказывается делать то, что от него хотят
|
Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться
|
Упрямится или усиливает неповиновение
|
Избегать борьбы за власть
|
3. отплатить, отомстить, взять реванш
|
Вредит или портит вещи, может оскорбить
|
Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев
|
Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это
|
Не показывать свой гнев и обиду
|
4. продемонстрировать свою неспоспособность
|
Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи
|
Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен
|
Остается беспомощным
|
Поверить в спос-ти и возможности р-ка
|
Презентация - программа ШСП.
|