Главная » Статьи » Материалы Алексеевой

"Три службы Родине" Д.И.Менделеева

«Первая служба»Родине – на поприще научном

 

"Наука настоящего времени такова, что она поневоле сблизит человека с жизнью, разольёт свет на всю практическую деятельность..."

 

Д. И. Менделеев

 

     Величайшей заслугой было открытие в 1869 году Периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, и создание на его основе периодической системы элементов. Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. На основе периодического закона Д.И.Менделеев исправил атомный вес некоторых, уже открытых, элементов и предсказал открытие и свойства ряда новых (галлий, скандий, германий). Синтезированный в 1955 году 101-й элемент менделеевской таблицы получил название «менделевий». «Политехнический словарь» (М., 1980) так оценивает значение сделанного Д. И. Менделеевым открытия: «Закон и система Менделеева принадлежат к числу важнейших обобщений естествознания, лежат в основе современного учения о строении вещества».

 

   Написал классический труд «Основы химии» (1869-1871), где изложил неорганическую химию с точки зрения периодического закона (ещё при жизни автора «Основы химии» издавались восемь раз и были переведены на многие иностранные языки).

 

   Создал первый русский оригинальный учебник «Органическая химия» (1861), за что ему была присуждена Демидовская премия Петербургской Академии Наук. «По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд Менделеева не имел равного в мировой химической литературе» («Самые знаменитые люди России», М., «Вече», 1999).

 

    Разработал в 1887 году химическую,  «гидратную», теорию растворов (гидраты — соединения водорода с другими химическими элементами), явившуюся одной из основ современной теории растворов.

 

     Изучал зависимость объёмов газов и жидкостей от температуры и давления и вывел в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа (Закон Менделеева-Клапейрона), связывающее объём и давление газа с его массой и температурой - основное соотношение газодинамики.

 

     Открыл (в 1860 году) существование критической температуры (критическая температура - наибольшая температура, при которой возможно существование жидкости в состоянии равновесия с паром. Отметим, что имеющее важнейшее промышленное значение сжижение газов осуществимо только при его охлаждении ниже критической температуры. Критическая температура — это также температура перехода некоторых проводников в сверхпроводящее состояние).

 

     В области метрологии разработал физическую теорию весов, точнейшие приёмы взвешивания и основал Главную палату мер и весов.

 

     В 1890-91 годах предложил способ получения нового вида бездымного пороха (пироколлоидного) и организовал его производство.

 

     В 1876 году указал на важность изучения влияния высокой температуры на нефть, заложив основы такого важнейшего технологического процесса, как крекинг нефти, процесс получения лёгких моторных топлив из тяжёлых нефтепродуктов.

 

     В 1888 году впервые высказал идею подземной газификации угля.

 

     Научно обосновал в своей диссертации «О соединении спирта с водой» (1865) процесс получения водки и стал родоначальником нового направления в науке - алкоголиметрии.

 

     Д. И. Менделеев - автор более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.

 

 

«Вторая служба» Родине – служба на ниве просвещения

 

 «Мы сеем и жнем, одолевая невзгоды природы, торгуем и промышляем — просто по преданию и сметке, обыкновенно без всякой специальной школьной подготовки, зря. И если при этом кое-что выходит, то благодаря лишь богатствам природным, содержимым в  живом и мертвом инвентаре нашей страны. Не так, как теперь, мы начнем сеять, промышлять и торговать, к чему издавна сродни, когда дело опыта и наблюдения будет еще в школе  изучаться и систематизироваться».

 

Д.И. Менделеев

 

 

             

     Менделеев стремился развивать в учащихся «дух пытливости», не довольствующийся созерцанием и описанием, а приучающий к упорному труду и проверке идей опытом. Он советовал избегать кичливого скептицизма (ничему не верит и ни на  чем не останавливается), косного реализма (довольствуется  лишь достигнутым) и утопической мечтательности (все стремится взять одним порывом мысли). Так написано в предисловии к «Основам химии».

 

      Интенсивно занимаясь проблемами организации науки, промышленности и сельского хозяйства, Д. И. Менделеев не мог не уделить столь же большого внимания и разнообразным  проблемам образования.

 

     Имея педагогическое образование и большой опыт работы в средних и высших учебных заведениях, Д. И. Менделеев занялся теоретической разработкой педагогических проблем лишь в конце жизни. Свои взгляды он изложил в некоторых статьях, а также в главе «Об образовании, преимущественно  высшем», включенной в его книгу «Заветные мысли».

 

     Д. И. Менделеев неоднократно подчеркивал, что направление русского образования должно быть жизненным и реальным.

 

                 Большие возможности для изучения естественных наук предоставляли реальные училища. Однако их выпускники были лишены права поступления в университеты, против чего Д. И. Менделеев активно выступал. Он со свойственным ему реализмом, глубоко проанализировав возможности классического и реального путей развития образования, писал: «Классическое образование более всего имеет в виду - при малом содержании - придать ученику гибкую свободу мышления; реальное же, по своему существу, стремится обогатить ученика  запасом действительных знаний, чтобы он умел действовать в жизни». 

 

     Д. И. Менделеев утверждал, что правильно поставленная педагогическая деятельность может способствовать развитию  страны, если с её помощью у людей будет  воспитываться  активность и трудолюбие. Они, по мысли ученого, должны  противостоять, во-первых, утопиям мечтательности, желаниям  постичь все одним порывом мысли; во-вторых, косности,  довольствующейся обладаемыми богатствами либо достигнутыми успехами; в-третьих, кичливому скептицизму. В качестве примера для подражания Д. И. Менделеев рекомендовал простых, скромных тружеников, к которым сам относился с величайшим уважением.

 

     Д. И. Менделеев считал, что молодой человек в возрасте до двадцати лет (пока у него не появились другие наклонности) в состоянии овладеть и теоретическим содержанием науки, и необходимыми практическими навыками, которые будут развиваться в его дальнейшей деятельности.

 

    Он обращал также внимание на необходимость сократить  сроки обучения за счет более четкой координации учебных  планов по смежным дисциплинам и отмены переводных экзаменов.

 

     Учёный полагал, что необходимо введение двух различных  дипломов для оканчивающих вузы: обычный и «с отличием» — на основании той оценки способностей, которая выявляется в высшем учебном заведении. Менделеев особенно высоко ценил научную самостоятельность, развитие которой  считал одной из главных задач профессоров в высших учебных заведениях.

 

     Отмечая значение высшего образования в жизни общества, Д. И. Менделеев с этих позиций определяет и свое отношение к среднему образованию: «...среднее образование вообще есть только подготовка или к непосредственному жизненному  образованию, или к обучению в высших учебных заведениях, куда должны входить лица, лишь способные к тому особому труду, который необходимо требовать в усиленных размерах в высших учебных заведениях».

 

     Истинное знание, по мнению ученого, состоит в умении  видеть действительность, оценить условия, принять их в расчет и в соответствии с этим найти выполнимое решение.

 

      Интересны мысли Д. И. Менделеева об общем и специальном образовании. Д. И. Менделеев подчеркивал, что совершенство специального образования достигается не в высшем учебном заведении, а лишь путем самостоятельного и полного усвоения предмета в условиях жизненной обстановки. Эту истину, по его мнению, хорошо передает народная поговорка: «Век живи — век учись».

 

     Менделеев был одним из передовых ученых своего времени, рассматривающих вопросы образования с социальных и экономических позиций. Особенно плодотворными оказались его идеи о непрерывном и профессионально-техническом образовании. Впервые идея непрерывности образования была высказана им в 1871 г.: «Под этим словом я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения...»

 

     Ставя вопрос о соотношении общеобразовательной и профессиональной подготовки на всех ступенях обучения после  посещения в 1888 г. технической школы, Менделеев писал: «Как натуралист больше всего я ценю приговор действительности, а жизнь многих рудников, виденных мною, показала, что лисичанская школа дает именно тот класс практических  деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения».

 

     «Слово» и «дело» — эти понятия красной нитью проходят  через педагогические работы Менделеева. Ученый подчеркивал: «Призывая к теоретическим занятиям химией, я убежден, что зову людей к полезнейшему труду, к навыку правильно обращаться с природою, к готовности и возможности сделаться практиками...»

 

 

 

 

 

 

            «Третья служба» Родине – промышленное развитие страны

                       

     "Естественно желать, чтобы в России развивалась промышленность, чтобы наши естественные богатства нашли себе обработку. Все такого мнения и все желают видеть русских технологов, русских фабрикантов машин, хороших сельских хозяев. И не только желают, - нет, - учатся технологии, сельскому хозяйству... А дело движется плохо... оттого, что думают довольствоваться азбукою естественных наук..."

 

 Д.И. Менделеев

 

 

 

      Отметим, что Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым, когда ему было тридцать пять лет. «После этого химия в его творчестве отходит на второй план, а его научные интересы смещаются в сторону промышленности, экономики, финансов, народного образования. К концу ХIХ века Дмитрий Иванович занял в русском обществе уникальное место универсального эксперта, консультирующего русское правительство по широкому кругу научных и народнохозяйственных проблем - воздухоплаванию, нефтяным делам, бездымным порохам, таможенному тарифу, реформе высшего образования, постановке метрологического дела в стране...», - отмечает Г. Смирнов в статье «Как советские редакторы правили  Д. И. Менделеева».

 

     Д. И. Менделеева «не перестают волновать судьбы развития производительных сил России, и он отправляется на Урал с целью определить возможность повышения промышленного потенциала этого района. Собирая данные о запасах уральских руд, обследуя металлургические заводы, Д. И. Менделеев пишет: "Вера в будущее России, всегда жившая во мне, - прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом"».

 

     С 1892 года Д. И. Менделеев возглавляет Депо образцовых мер и весов (впоследствии - Главную палату мер и весов), став основоположником отечественной научной метрологии, без которой невозможна любая научная работа, так как она должна давать уверенность в правильности полученных учёным количественных результатов, без которых невозможно сделать и крупные научные обобщения. Но начинать эту работу надо было с создания русской системы эталонов, осуществление этого проекта заняло у Д. И. Менделеева целых семь лет его жизни.

 

     В 1895 году точность взвешивания в Палате достигла рекордной величины - тысячных долей миллиграмма при весе в один килограмм. Это значило, что при взвешивании одного миллиона рублей (золотых монет) погрешность составила бы одну десятую копейки.

 

     Такая точность явилась результатом экспериментальных исследований Д. И. Менделеева, описанных в работе «О колебании весов», это привело к убеждению, что измерить или взвесить какой-нибудь предмет невозможно без привлечения чуть ли не всех отраслей физики и математики.

 

     После принятия Положения о мерах и весах в 1899 году была организована поверочная служба, которая примерно за пять лет проверила в России более 12 миллионов мер и весов.

 

     Огромное внимание уделял Д. И. Менделеев вопросам освоения Северного Ледовитого океана, судоходству по нему, проблемам улучшения судоходства по внутренним водохранилищам России.                

     Он также отмечал, что «можно с уверенностью достигнуть Северного полюса и проникнуть дней в 10 от мурманских берегов до Берингова пролива», что достижение Северного полюса обеспечивает «великий и мирный успех России» и представляет для неё «коммерческую и военно-морскую выгоду».

 

     Неоднократно указывал на необходимость рационального использования природных богатств страны и применения химии в различных отраслях хозяйства. В частности, уделял внимание вопросам применения химических удобрений в сельском хозяйстве.

 

     Разрабатывал проблемы орошения почв в районе нижней Волги, улучшения судоходства на реках России.

 

     Занимался проблемами освоения Арктики.

 

     Основу развития промышленного и сельскохозяйственного производства страны Д. И. Менделеев представлял как взаимодействие науки, экономики и техники. Он писал, что экономические вопросы в промышленных делах всегда стоят раньше технических, однако решению технических проблем предшествуют вопросы научные.

 

Менделеев много думал и писал о будущем России. При этом основные усилия он направлял на развитие промышленности, особенно химической, считая, что» центр понимания всей современной промышленности должно искать в сознательном пользовании химическими превращениями вещества». 

 

     В области изучения химических веществ во второй половине ХIХ в. и в России и за границей появлялось много нового и интересного. Как видный деятель химического общества, Д.И. Менделеев всячески способствовал популяризации научных химических знаний и их использованию в промышленности, в технике. 

 

     Так, совершая летом 1861 г. десятидневное путешествие по Неве и Ладожскому озеру в Финляндию, он интересуется минералами этих мест, в частности гранитами, даёт оценку возможности их использования как строительных материалов.

 

     Находясь проездом в Кракове в 1859г. , Д.И. Менделеев посещает соляные рудники Велички с огромными залами и галереями.

 

     В 1860г. в Мюнхене он знакомится с лабораториями Либиха и Штейнгеля, пополняет свои знания о производстве и применении минеральных удобрений.

 

     Работая в  начале 1862г. в Боровичах, на заводе сухой перегонки дерева, Д.И. Менделеев изучил технологический режим и предложил несколько изменить его. 

 

     Обширную, насыщенную программу изучения химической промышленности Д.И. Менделеев выполнил в 1867г. во Франции, находясь там на всемирной выставке в Париже. Он осмотрел парафиновый завод, солеварни, производство бертолетовой соли, белильной извести, хлороводорода, сульфата натрия, соды. На химическом заводе в городе Ниже он наблюдал производство серной кислоты, интересовался получением глинозёма и производством алюминия. В Страсбурге Менделеев осмотрел калийный, магниевый и натриевый рудники и цеха химических предприятий; бывая в Италии, он осматривал серные рудники.

 

             Д. И. Менделеев и «Нефтяное дело»

 В 1876 году, когда единственным ценившимся нефтепродуктом был керосин, используемый только для освещения, Д. И. Менделеев писал: «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель, размерами и чуть-чуть не ценою немного превышающий керосиновую лампу... он родит движение, когда нужно...», писал о выгодности и удобстве двигателя, под поршнем которого взрывается смесь воздуха и летучих частей нефти, то есть бензина.                     

 

     Пристальное внимание его, как учёного, сосредотачивается на нефти, и ещё в 1863 году Д. И. Менделеев начинает исследования бакинской нефти, даёт ценные рекомендации как по её переработке, так и транспортировке, по мнению Менделеева, перекачка нефти и керосина по трубопроводам и перевозка по воде в наливных судах должны были резко сократить транспортные расходы. Существовавшая в то время в России система «откупного содержания», когда нефтяные участки отдавались на откуп на четыре года, приводила к варварскому использованию месторождений без установок дорогостоящего оборудования и внедрения технических новинок.

     Когда в 1866 году Д. И. Менделеев читал публичную лекцию по нефтяному делу, он настаивал на двух мерах - на строительстве нефтеперерабатывающих заводов в центральной части России и на отмене системы откупов.

 

     В 1876 году он выезжает в США для знакомства с нефтяным делом, результатом этой поездки стала книга «Нефтяная промышленность в Северо-американском штате Пенсильвания и на Кавказе».

 

     Под давлением Русского технического общества, которое поддержало все выводы Д.И.Менделеева по итогам американской поездки, система откупов была отменена, а к 1891 году при организации перевозок нефти в соответствии с рекомендациями Д. И. Менделеева стоимость перевозок упала почти в три раза.

 

     В 1880 году Д. И. Менделеев командируется на Кавказ, к этому времени у него складывается своя гипотеза образования нефти, которая была опубликована в материалах Венского геологического института.

 

     Дмитрий Иванович первым выдвинул идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы его строительства и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта.  

Категория: Материалы Алексеевой | Добавил: Светлана (16.01.2014)
Просмотров: 2387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0